митрополит Филарет (Вознесенский)
Отражение греховности в душе человека – в сфере ума, чувства и воли.
Последовательные стадии – степени греха.
Три источника греха.
Мы, все христиане, знаем из св. Библии и веруем в то, что Бог создал человека по образу Своему и по подобию. Поэтому в творении человек получил безгрешную природу.
митрополит Филарет (Вознесенский)
Пьянство и сребролюбие.
Христианское бескорыстие.
Отношение христианина к здоровью физическому, поведение в болезни.
Отношение к смерти.
Грех самоубийства.
Из других «дел плоти,» т. е. грехов, глубоко внедряющихся в самую природу человека, м. б. самым опасным является пьянство. Известно, насколько распространен теперь этот грех. Но пусть всякий помнит то, что беречь себя от пьянства нужно не тогда, когда у человека образовалась уже эта позорная и губительная страсть – а раньше, когда это значительно легче, Ведь никто не родился на свет Божий готовым пьяницей.
митрополит Филарет (Вознесенский)
Грех зависти и злоречия.
Добродетели кротости и миротворчества.
Обязанность побеждать зло добром.
Греховность мести.
Гнев.
Греховность дуэли.
Когда Господь беседовал с апостолами о последних временах, Он говорил, что тогда, «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь.» Это предсказание кажется уже исполняющимся в наши дни – дни взаимной отчужденности и холодности отношений.
Однажды у старца спросили «Грех ли мне курить?» Старец ответил «Не грех, а вот можешь не курить?» «Нет, не могу».«А вот это – грех!»
Что такое “грех”
Сегодня человек очень много слышит о грехе, но почти ничего о нем не знает. Современная массовая культура так часто использует это слово не по назначению, что оно постепенно лишается своего истинного содержания. В супермаркете симпатичная девушка в форменном наряде предлагает продегустировать вино “Исповедь грешницы”. Мужественный профиль Брюса Уиллиса
митрополит Филарет (Вознесенский)
Детерминизм, его разбор.
Ложное и истинное понятие об индетерминизме.
Влияние на нас мотивов, и свобода выбора.
Сознание нами своей свободы, и факт раскаяния.
Мы уже знаем то, что человек несет ответственность за свои поступки только тогда, когда он бывает свободен при их совершении. Но имеет ли и он ту духовную свободу, свободу воли, которая предполагается здесь?