Заказ треб и пожертвования

Молитвенное правило

архиепископ Финляндский Павел

 

Как бы мы ни отличались друг от друга, в развитии духовной жизни имеется определенная закономерность. Поэтому опыт других может руководить нами и в молитвенной жизни. Это можно пояснить так. Мы читаем описание какой-то далекой страны и нам кажется, что мы там сами побывали. Когда нам предоставляется возможность действительно побывать в тех местах, мы вспоминаем детали, о которых читали, и узнаем их. То же происходит и в отношении молитвы и явлений духовной жизни вообще. Мы читаем о том, что переживали другие и, следуя их советам, можем испытывать то же самое.

Не странно ли: данные отцами Церкви советы духовной жизни совпадают независимо от того, когда и где жили отцы. Великолепным документом этому служит основной труд о молитвенной жизни и подвижничестве – Добротолюбие. Это обширная антология, которая содержит учения отцов с IV по XIV век, т.е. в течение 1000 лет. Единство духа учения отцов сравнивают с открытым морем, по которому множество кораблей плывет в одну сторону, направляемое одним ветром. Тот же Дух Божий руководил учением отцов, которое основывается не на теории, а на опыте. Более того! Природа человека и основные его проблемы одни и те же во все времена.

Согласно опыту молитвенников и советам Церкви, первым условием для тех, кто хочет научиться молиться, является регулярность. Для молитвы нужно отводить определенное время дня. Таким образом мы приучаем себя к духовной дисциплине. Мы должны принуждать себя к молитве – поэтому молитва является подвигом до конца нашей жизни. Псалмопевец говорит: «Семикратно в день прославляю Тебя» (Пс.118:164). Пусть мы и не выделяем семи моментов в день для молитвы, но утро и вечер являются для человека естественным временем для молитвы.

А какими словами мы молимся? Каждый член Церкви должен иметь книгу, называемую молитвенником или молитвословом. Она содержит утренние и вечерние молитвы, молитвы перед Причастием и для прочих нужд. В православном молитвеннике все молитвы написаны святыми отцами. Поэтому они являются для нас школой молитвы. В них мы учимся приближаться к Богу в правильном духе, смиренно и с чистым сердцем, так же, как это делали святые отцы во время своих молитв.

Кроме употребления молитв, содержащихся в молитвеннике, мы, конечно, всегда можем молиться и своими словами. Вместе с молитвой нужно всегда читать хотя бы главу из священного Писания.

Чтобы научиться молиться, каждому необходимо иметь свое т.н. молитвенное правило. Это значит, что каждое утро и каждый вечер мы должны использовать для молитвы постоянное время и читать определенные молитвы. Проснувшись, мы приносим в жертву Богу те минуты, которые необходимы для прочтения утренних молитв. Вечером, перед сном, мы читаем содержащиеся в молитвеннике молитвы. В этом и заключается наше молитвенное правило. В молитвенном подвиге регулярность важнее, чем множество молитв. Правда, иногда наше сердце уподобляется давно не топленной печи, в которой нужно сжечь много дров, пока она разгорится.

Кроме Слова Божия, в нашу ежедневную духовную пищу должен входить отрывок из какой-нибудь книги о духовной жизни, написанной каким-либо православным отцом.