Заказ треб и пожертвования

Желание добра всем

митрополит Филарет (Вознесенский)

 Ложь, клевета и сплетня.

 Лицемерие.

 Христианское милосердие и благожелательность.

 Помощь телесная и духовная.

 Благотворительность личная и общественная.

   Одним из самых главных недостатков современного общества является ложь. Проявляется она в различных формах, в особенности – в обычной форме «вранья» в человеческих беседах и в виде обмана – в деловой жизни. Крайне опасен тот легкий взгляд на этот грех, который встречается теперь всюду. Считается обычным делом – утверждать что-либо, не зная – правда это, или нет; сказать: «нет дома» – чтобы отделаться от гостя или просителя; назваться больным, будучи здоровым и. т.д. и т. д. (сюда же относятся лживые «комплименты» – лесть, похвалы и т. д.). Люди забывают о том, что ложь – от диавола, про которого Христос Спаситель сказал, что он – лжец и отец лжи. Поэтому, всякий лжец – соучастник и орудие диавола. Еще в Ветхом завете было сказано: «мерзость пред Господом лживыя уста…»
   В особенности опасны такие виды лжи, как сплетня и клевета. Всякому известно, что такое сплетня – диаволом сплетенные сети соблазна и лжи, путающие и омрачающие добрые отношения людей между собою. Эта сплетня – от лжи и пустословия – сделалась излюбленной принадлежностью чуть ли не всякой беседы. Еще хуже и тяжелее – клевета, т. е. сознательная ложь на человека с целью повредить ему. Эта клевета – особенно диавольская ложь, ибо самое слово «диавол» значит именно – «клеветник…»
   Когда Г. И. Христос обличал книжников и фарисеев, Он обычно называл их лицемерами, указывая этим на тот тяжкий вид лжи – лицемерие, которым исполнены были эти мнимые вожди народа. Фарисеи были святоши по внешности, ханжи и злобно-лживые ненавистники истины и добра по сердцу и по душе. За это Господь уподоблял их покрашенным гробам, которые снаружи красивы, а внутри исполнены мертвых костей и всякой нечистоты. В наши дни, собственно, религиозного лицемерия стало меньше; однако же порок лицемерия и теперь распространен в виде притворства и желания не быть, а казаться. Христианин стремится, конечно, не казаться, а быть хорошим; но это нелегко, и часто почти никем не замечается, кроме Всевидящего Бога. И вот, многие – особенно среди молодежи – стараются казаться – умнее, красивее, даровитее, развитее, да и добрее, чем это есть в действительности. (На этом лживом основании утверждается так распространенная привычка и любовь к нарядам и «накрашиванию»). И получается та фальш и неискренность, которая так часто теперь губит людей и их счастие, которое оказалось основанным на лжи, а не на правде.
   Мы говорили уже о том, что христианин в основу своего отношения к ближним полагает любовь – а, поэтому старается творить им добро. Кто добра не делает, тот не христианин. И это добро, эта любовь к ближним должны непременно выражаться в делах милосердия и благожелательности ко всем. Недаром Спаситель заповедал нам любовь не только к любящим, но и ненавидящим нас. А в своей беседе о Страшном суде Он ясно указал на то, что именно прежде и главнее всего на этом Суде с нас спросится. Ни богатство, ни слава, ни образованность – не будут иметь там главного и самостоятельного значения. Основой же Страшного суда – послужит страшный и роковой для эгоистов и себялюбцев вопрос: «как послужили мы ближнему своему?» Христос перечисляет шесть главных видов телесной помощи. Отождествляя Себя в своей любви, снисхождении и милосердии с каждым бедняком и нуждающимся в помощи, Он говорит:
   «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне…» Но не напрасно говорил Иоанн Златоуст: «различен милования образ, и широка заповедь сия.» Да, заповедь о милосердии охватывает всю жизнь человека, и Господь неоднократно открывал святым Своим ту утешительную истину, что делами милосердия и сострадания покрываются самые тяжкие грехи человека.
   Конечно, христианская помощь не исчерпывается делами помощи телесной. Есть еще помощь духовная – во многих случаях неизмеримо более важная и ценная. Иногда для отчаявшегося человека простое слово искреннего сочувствия, утешения и вразумления дороже всякой материальной поддержки. А кто же станет спорить против того, что дело спасения человека путем сердечного сочувствия и задушевных бесед, напр., от порока пьянства или от греха самоубийства, – есть такая услуга, какую не оценить никакими деньгами! И о такой драгоценной духовной помощи – спасении души человека – ап. Иаков писал: «обративший грешника от ложного пути его, спасет душу от смерти (и его, и свою), и покрыет множество грехов.»
   Заканчивая речь о долге благотворения ближнему, разъясним еще себе вопрос о разнице между благотворительностью личною – и благотворительностью общественною. Примеры первой – подача милостыни слепому или встретившемуся нищему, прием на воспитание сиротки из бедной семьи и т. д. Примеры второй – открытие отзывчивыми людьми благотворительных обществ, обществ трезвости, просвещения, убежищ для детей или больных и престарелых и т. д. Основным преимуществом благотворительности первого вида является, бесспорно, то, что Господь в Евангелии говорил всюду именно о ней. И, конечно, именно такая личная помощь может создать между людьми высоко-христианские отношения участия, благодарности и взаимной любви. Но зато недостаток этого рода благотворительности заключается в том, что здесь открывается широкая возможность для обмана, нечестности и попрошайничества. Часто наиболее назойливыми просителями являются те, кто, по существу, помощи вовсе не заслуживают, а люди действительно нуждающиеся – не решаются просить о помощи. Да и кому не известно, на что часто идет милостыня пятачка или гривенника…
   Далеко не то – в благотворительности общественной – не случайной, а планомерной и организованной, и многим приносящей существенную пользу. Правда, в ней гораздо меньше тех живых связей личной любви и доверия, какие существуют при личной помощи; но зато каждый, отдающий сюда свою жертву или взнос, знает, что этим он принимает живое христианское участие в чем-то действительно серьезном и ценном, и в значительной степени застрахован от обмана и нечестного попрошайничества, которые так часто сопутствуют личной благотворительности.