Заказ треб и пожертвования

Господи, помилуй

архиепископ Финляндский Павел

 

В храме мы видим на иконах лики святых людей, преображенных Святым Духом. Во время Евхаристии мы слышим, что поминают «всех с начала века благоговейно служивших Богу святых», которых объединяет таинство искупления. И невольно вспоминаются слова апостола Павла: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса» (Евр.12:1-2).

Той славы, которую на иконах символизирует нимб, они достигли только в конце своего подвижничества, а видимым образом прославлены были только некоторые из них. Святые должны начинать с того же, с чего должны начинать и мы, а именно – с покаяния и «свержения с себя всякого бремени и запинающего нас греха».

Решающее начало было положено уже в святом крещении, когда мы обещали отрицать сатану и стоять на стороне Христа. В таинстве покаяния, т.е. исповеди, мы возобновляем нашу верность Христу, проявляем ее даже видимым образом, целуя крест и Евангелие – слово Христово. И все же мы вновь и вновь чувствуем, что «грех так легко овладевает нами». Даже апостол сокрушается: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:18-19).

Мы знаем, что происходит в нашем внутреннем человеке, как зло входит и развивается в нашем сознании и сердце. Мы также чувствуем наше бессилие. Мы уподобляемся человеку, которого со всех сторон окружает стадо волков. Что человек в таком случае делает? Он взбирается на стоящее за ним дерево и спасается. Этим спасающим деревом является молитва, так учат святые отцы.

Но что есть молитва? Согласно простому определению, молитва есть возношение души и сердца к Богу. Но о молитве также сказано, что она есть наука из наук и художество из художеств. Т.е. она есть самое простое и одновременно самое сложное дело.
Молитва выражает наше стремление к общению с Богом. Это стремление является естественным проявлением нашей любви к Богу и Божией любви к нам. Через молитву мы «изливаем наши сердца Богу» -это библейское выражение означает, что в молитве мы выражаем Богу наши мысли и чувства прославления, благодарения и поклонения.

Но молитва не является только формой служения Богу, это также вспомогательное средство, которое нам дается для преодоления зла, гнездящегося в нашем внутреннем человеке. В этом смысле молитва есть как бы специальный канал, по которому призыв человека о помощи идет к Богу.

Господи, помилуй! Это постоянно повторяющийся за богослужением призыв о помощи. Это также призыв о помощи человека, когда он бодрствует» у дверей своего сердца и взывает ко Господу отогнать подкрадывающиеся внутрь его страсти. Этот общий и частный призыв о помощи исходит из чувства нашего собственного бессилия, о чем Господь говорит: «Ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Но так же твердо он основывается и на вере, что Господь хочет очистить наши сердца, как только мы этого попросим. Мы ведь ветви на виноградной лозе – Христе, и каждую ветвь, которая старается принести плод, Господь «очищает, чтобы более принесла плода» (Ин.15:2).

Таким образом, помощь Божия и наши собственные молитвы спасают нас «от того губительства, которое преобладает в мире из-за страстей» (2 Пет.1:4).