Заказ треб и пожертвования

Церковь

      архиепископ Финляндский Павел

 

   Православная Церковь называет себя просто «Церковь», как в древности греки употребляли слово «христианин», говоря о православных. Это происходит по той причине, что Восточная Православная Церковь является органически той общиной, т.е. экклезией, которая получила свое начало в Иерусалиме в День Пятидесятницы при сошествии Святого Духа. Эта община сохранилась неизменной через всю историю во многих местах, упомянутых в Новом Завете. Православной Церкви не нужно свидетельствовать о своей исторической подлинности: она – непосредственное продолжение Церкви апостольского времени.

Соответствует ли Православная Церковь сегодня тому представлению, которое мы получаем из Нового Завета и писаний апостольских мужей об общине апостольских времен? Она соответствует ему столько же, как взрослый человек соответствует своей фотографии, сделанной в детстве. Несмотря на свое развитие, по своему существу и духу Церковь в ХХ-ом веке та же, какой она была с самого начала.

Пришествие Христа «когда исполнилось время» было событием, связанным с определенным сроком – с него ведь начинается исчисление нашего времени (Мк.1:15). Сошествие Святого Духа «при исполнении обещанного» было тоже событием, связанным с определенным сроком, уникальным историческим событием (Деян.1:4). Оно значило для Церкви сошествие «силы свыше» и «Духа истины» (Лк.24:49, Ин.1б:13). Опираясь на это, мы верим, что, хотя в деятельности родившихся позднее церквей и общин пребывает, согласно их вере, благодать Святого Духа, полнота благодати, данная Церкви в историческом Сошествии Святого Духа, уже вновь не изливается. В тропаре праздника Троицы Церковь воспевает:

Благословен еси Христе Боже наш,
Иже премудры ловцы явлей,
ниспослав им Духа Святого,
и теми уловлей вселенную,
Человеколюбие, слава Тебе.

«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину», таково было обещание Христа (Ин.1б:13). После исполнения этого обещания, апостол дает именно «Церкви Бога живаго» название «столп и утверждение истины» (1 Тим.3:15).

Этот обещанный дар всей истины был дан Церкви в ниспослании Святого Духа. Прошли сотни лет, весь период отцов Церкви, прежде чем человек смог выразить этот дар всей истины своими ограниченными понятиями. И хотя отцы были учеными людьми, глубокими мыслителями и чистыми в своей жизни, этого не достаточно для того, чтобы говорить об абсолютном характере истины, оставленной в наследие со времен отцов. Для этого нужна данная именно Церкви, приводящая ее к истине и охраняющая ее сила Святого Духа. Словесные определение веры, содержавшиеся с самого начала в сознании Церкви, развивались в течение долгого времени, и церковная жизнь в разных частях Христовой Церкви находила более богатые, по формам даже отличающиеся друг от друга, но по духу одинаковые, выражения. С точки зрения Церкви выглядит искусственной каждая попытка создать апостольскую общину помимо действия Святого Духа, пребывающего в Церкви в течение почти двух тысяч лет.

Христос обладал и божественной и человеческой природой – такова и Церковь. По своему человеческому естеству Церковь подвергается различным испытаниям, но она имеет утешение в обещании: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Это значит, что хотя бури времени могут раздирать человеческое естество Церкви, они не смогут погубить Церковь. Она выстоит, пока в Божием управлении над миром не произойдет парусия, т.е. второе пришествие Христово. До тех пор будет сохраняться, как хранитель веры, Церковь, основанная в первый день христианской Пятидесятницы, сохраняющая апостольское священство, Евхаристию и другие святые таинства, а также общий опыт Церкви – священное Предание.